что значит на аккумуляторе

Что значит на аккумуляторе емкость, полярность, маркировка, надписи, цифры, глазок

Широкий ассортимент аккумуляторных батарей на рынке может ввести в заблуждение практически любого покупателя. Вопросы активно вызывают внешне одинаковые изделия, отличающиеся этикетками и маркировками. Подробный разбор надписей, значков и пиктограмм на стартерных аккумуляторах поможет не ошибиться с выбором. Портал АКБОбзор расскажет что значит на аккумуляторе емкость, полярность, маркировка, надписи, цифры, глазок.

Что значит емкость аккумулятора

Ёмкость аккумулятора — это заряд, отдаваемый полностью заряженным аккумулятором при разряде до наименьшего допустимого напряжения. В системе СИ ёмкость аккумуляторов измеряют в кулонах, на практике часто используется внесистемная единица — ампер-час. 1 А⋅ч = 3600 Кл. Ёмкость аккумулятора указывается производителем.

Для АКБ характерны два ключевых показателя — это емкость и пусковой ток. Первый измеряется в Ампер-часах (А/ч), второй в Амперах по системе EN, DIN или SAE (в зависимости от принятого производителем стандарта проведения измерений).

 Указание емкости и пускового тока на этикетке АКБ
Указание емкости и пускового тока на этикетке АКБ

Самое доступное объяснение, что значит максимальная емкость аккумулятора, можно привести по аналогии с классической пальчиковой батарейкой, вставленной в музыкальный плеер. Чем больше емкость, тем дольше будет работать устройство. Этот принцип для автомобилей тоже работает с поправкой на параметры генератора. Батарея увеличенной емкости при регулярном недозаряде быстро выйдет из строя.

Методики тестирования аккумуляторов и определения производителями емкости и параметров тока холодной прокрутки регламентируются ГОСТ Р 53165-2020 (МЭК 60095-1:2018), а результат контролируется органами сертификации.

Что значит прямая и обратная полярность аккумуляторов

Стартерная батарея для автомобиля всегда оснащается двумя полюсными выводами для подключения к электрической цепи. Для определения полярности, смотрящий должен располагаться лицом к клеммам. Здесь кроется самая распространенная ошибка пользователей, так как часто АКБ может быть установлен в автомобиле боком или задом наперед.

Боковая установка АКБ под капотом автомобиля
Боковая установка АКБ под капотом автомобиля

Покупатель может обнаружить маркировку +L на этикетке, что значит прямая полярность аккумулятора или расположение плюсовой клеммы слева. То есть электроны движутся слева направо, также, как мы читаем, в прямом порядке. Обратная батарея в свою очередь маркируется +R (положительная клемма расположена справа).

Что значит прямая и обратная полярность аккумуляторов
Что значит прямая и обратная полярность аккумуляторов

Большинство автотранспортных средств европейского производства оснащаются аккумуляторами +R, в отличие от отечественных машин, где преимущественно устанавливаются АКБ прямой полярности.

Информацию о том, какая нужна полярность, можно получить в каталогах производителей. Если к официальным рекомендациям доступа нет, определяют полярность установленной в машине батареи самостоятельно. Если хватает длины проводов подключения, устанавливают любой АКБ, но техническую возможность лучше проверить заранее, чтобы не сталкиваться с возможной заменой или возвратом товара.

Пример обратной полярности
Пример обратной полярности

Что значат цвета индикатора аккумулятора

Некоторые автомобильные АКБ оснащены индикатором заряда, который часто называют глазком. Обычно зеленый цвет его говорит о том, что батарея в порядке, красный указывает на необходимость зарядки, а белый или черный — на необходимость доливки воды. Многие водители принимают решение об обслуживании аккумулятора, ориентируясь на встроенный индикатор. Однако его показания не всегда соответствуют реальному состоянию батареи. О том, что находится внутри глазка АКБ, как он работает и почему ему нельзя безоговорочно доверять, расскажет портал АКБобзор.

Что значат цвета индикатора аккумулятора
Что значат цвета индикатора аккумулятора

Цвет глазка на аккумуляторе указывает на текущее состояние батареи в зависимости от уровня электролита и его плотности. АКБ с индикатором вызывают неподдельный интерес у потребителей, кажутся более современными и технологичными. Некоторые же считают, что это не более, чем уловка производителя. Чтобы понять, что значит глазок на аккумуляторе, следует рассмотреть его детально и понять как он устроен.

Глазок индикатора АКБ снаружи выглядит как прозрачное круглое окошко, которое находится на верхней крышке батареи, чаще всего возле центральных банок. Сам индикатор аккумулятора представляет собой жидкостный ареометр поплавкового типа.

Шарики-поплавки изготавливаются из кислотостойкой пластмассы и правильно именуются индикатором уровня электролита. Принцип действия индикатора заряда аккумулятора основан на измерении плотности электролита. Под глазком на крышке находится световодная трубка, наконечник которой погружен в кислоту. В наконечник помещены разноцветные шарики из разных материалов, всплывающие при определенном значении плотности заполняющей батарею кислоты. Если жидкости внутри батареи достаточно, то цветной поплавок будет наверху.

 Пример конструкции индикатора
Пример конструкции индикатора

Окраска шариков может быть любая, чаще всего используется зеленый и красный цвет. Когда в результате эксплуатации уровень электролита в батарее упадет, то пропадет индикация или цвет меняется на контрастный (светится не шарик, а основание шейки глазка). Это сигнализирует о том, что блоки пластин в АКБ частично открыты и подвергаются окислению, что в свою очередь снижает уровень заряда.

Принцип работы индикаторов аккумулятора
Принцип работы индикаторов аккумулятора

Благодаря световоду цвет шарика отчётливо виден через окошко. Если глазок остаётся черным или белым, это указывает на недостаток электролита и необходимость доливки дистиллированной воды либо на неисправность батареи или индикатора.

Что означает цвет индикатора заряда АКБ

Цвет индикатора заряда АКБ при определенном его состоянии зависит от производителя. И хотя единого стандарта не существует, чаще всего в глазке можно увидеть следующие цвета:

  • Зеленый — АКБ заряжен на 80—100%, уровень электролита в норме, плотность электролита выше 1,25 г/см3 (∓0,01 г/см3).
  • Красный — уровень заряда ниже 60—80%, плотность электролита упала ниже 1,23 г/см3 (∓0,01 г/см3), но его уровень в норме.
  • Белый или чёрный — уровень электролита упал, нужно долить воду и зарядить АКБ. Такой цвет также может указывать на низкий уровень заряда.

Точная информация о цвете индикатора и его значении содержится в паспорте батареи либо сверху на этикетке.

Расшифровка цвета индикатора заряженности и уровня электролита аккумулятора указана на верхней крышке
Расшифровка цвета индикатора заряженности и уровня электролита аккумулятора указана на верхней крышке

В зависимости от типа батареи, ее или заменяют на новую, или доливают воды и производят подзарядку малым током в соответствии с инструкцией.

Вам может быть интересно: Можно ли заряжать заряженный аккумулятор

Причины, почему глазок АКБ показывает неправильно

Даже среди обычных ареометров приборы поплавкового типа считаются наименее точными. Это касается и встроенных индикаторов АКБ. Ниже перечислены варианты и причины, по которым цвет глазка батареи не отображает ее реальное состояние.

Глазок на разряженном АКБ в мороз может остаться зеленым. Плотность электролита АКБ растет с понижением температуры. При +25°С и плотности 1,21 г/см3, соответствующей заряду 60%, глазок индикатора был бы красным. Но при -20°С плотность электролита повышается на 0,04 г/см³, поэтому индикатор остается зеленым, даже если батарея наполовину разряжена.

Индикатор отражает состояние электролита только в той банке, в которой он установлен. Уровень и плотность жидкости в остальных могут быть иными.

После доливки электролита до нужного уровня показания индикатора могут быть неверны. Вода смешается с кислотой естественным образом через 6—8 часов.

Индикатор может помутнеть, а шарики в нем деформироваться или застрять в одном положении.

Глазок не позволит узнать состояние пластин. Даже если они осыпались, замкнули либо покрылись сульфатом, плотность будет в норме, но аккумулятор по факту не будет держать заряд.

По вышеописанным причинам полагаться исключительно на встроенную индикацию не следует. Для достоверной оценки состояния обслуживаемого аккумулятора необходимо измерить уровень и плотность электролита во всех банках. Заряд и износ необслуживаемой АКБ можно проверить при помощи мультиметра, нагрузочной вилки или диагностического прибора.

Мультиметр
Мультиметр

Что значит сопротивление аккумулятора

Уровень сопротивления АКБ не регламентируется соответствующим ГОСТом и не является обязательным требованием для указания на этикетке или корпусе в качестве элемента маркировки.

В общих чертах объяснить, что значит сопротивление аккумулятора, можно как совокупность параметра отдельных элементов, которые препятствуют нормальному движению электронов в цепи. Разная емкость батарей обусловлена набором пластин, который отличается количеством сепаратора. Новый АКБ имеет минимальное сопротивление и его величина со временем растет из-за осыпания пастонамазки и износа сепаратора. Для измерения чаще всего используют мультиметр в соответствующем режиме. Последовательное измерение внутреннего сопротивления с интервалами в несколько месяцев позволяет отслеживать процесс износа аккумулятора.

Уровень сопротивления АКБ не является обязательным для указания на этикетке или корпусе в качестве элемента маркировки согласно ГОСТ
Уровень сопротивления АКБ не является обязательным для указания на этикетке или корпусе в качестве элемента маркировки согласно ГОСТ

Маркировка аккумуляторов

Каждая батарея вне зависимости от ее типа должна иметь наклейку с пиктограммами, это обязательно для всех производителей в соответствии с п. 6 ГОСТ Р 53165-2020 (МЭК 60095-1:2018). Знаки безопасности являются универсальными, но не все из них могут быть знакомы и понятны потребителю.

Стационарное оборудование для горячей маркировки АКБ
Стационарное оборудование для горячей маркировки АКБ

Ниже на изображении представлено что значит маркировка аккумулятора с использованием следующих символов:

  1. Запрещается пользоваться открытым огнем и курить;
  2. Работать в защитных очках;
  3. Прочие опасности;
  4. Батарея с кислотой;
  5. Опасность поражения электрическим током;
  6. Взрывчатый газ;
  7. Эксплуатировать в соответствии с инструкцией;
  8. Беречь от детей;
  9. Символ переработки;
  10. Не выбрасывать;
  11. Символ ЕАС.
Маркировка аккумуляторов
Маркировка аккумуляторов:
A − Запрещается пользоваться открытым огнем и курить;
B − Работать в защитных очках;
C − Прочие опасности;
D − Батарея с кислотой;
E − Опасность поражения электрическим током;
F − Взрывчатый газ;
G − Эксплуатировать в соответствии с инструкцией;
H − Беречь от детей;
I − Символ переработки;
J − Не выбрасывать;
K − Символ ЕАС.

Пиктограммы могут располагаться в любом месте, должны быть четкими и легко распознаваемыми. Наличие на аккумуляторе маркировок безопасной эксплуатации не зависит от страны, в которой продукция была произведена, требования едины и универсальны.

Надписи на аккумуляторе

Нормативная документация содержит конкретный список информации, который должен быть в обязательном порядке отображен на этикетках стартерных батарей. Всего надпись содержит 6 обязательных элементов:

  • Количество банок, последовательно соединенных в электрическую цепь.
  • Тип аккумулятора.
  • Номинальная емкость.
  • Расход воды для батарей открытого типа или состояние электролита для АКБ закрытого формата.
  • Состояние аккумулятора (сухозаряженный или залитый).
  • Полярность, нестандартная модификация (если есть).
  • Для АКБ тяжелее 10 кг. необходимо на этикетке указание веса.

Более подробно о том, что значит надпись или разные буквенные метки на аккумуляторе рассмотрено ниже. Условное обозначение батарей состоит из маркировки типа 6СТ-195N (или L, VL, VRLA) L (или R), где буквы и цифры означают:

  • 6 – число последовательно соединенных аккумуляторов, характеризующих ее номинальное напряжение (12В);
  • СТ – стартерная;
  • 195 – номинальная емкость в ампер-часах при 20-часовом режиме разряда;
  • N – исполнение батареи с нормальным расходом воды;
  • L – с малым расходом воды;
  • VL – с очень малым расходом воды;
  • VRLA – с регулирующим клапаном;
  • L/R – обозначение расположения положительного клеммного вывода на крыше аккумуляторной батареи слева или справа.

Таблица − Соответствие маркировок производителя, габаритных размеров и веса АКБ различных типов

Условное наименованиеДлина L, ммШирина В, ммВысота Н, ммВысота Н1, ммМасса без электролита, кг. ( +/-3%)Масса с электролитом, кг. ( +/-3%)  
6СТ-56 VL/ VRLA2071751751757.512.0
6СТ-61 VL/ VRLA2421751751759.316.0
6СТ-65 VL/ VRLA2421751751759.916.8
6СТ-70 VL/ VRLA27817517517511.017.0
6СТ-77 VL/ VRLA27817517517511.817.5
6СТ-82 VL/ VRLA27817519019012.418.7
6СТ-88 VL/ VRLA31517517517514.719.0
6СТ-102 VL/ VRLA35317517517515.821.2
6СТ-110 VL/ VRLA35317519019016.222.7
6СТ-60 VL2231642252259,014,4
6СТ-65 VL2231642252259,414,6
6СТ-70 VL25417522522510.316.2
6СТ-90 VL29617522522513,212,9
6СТ-100 VL29617522522514,221,7
MF31S29617522522515.222.5
6СТ-55 VL2421751901907.613.0
6СТ-60 VL2421751901908.013.4
6СТ-62 VL2421751901908.313.7
6СТ-75 VL27817519019010,817.1
6СТ-100 VL35317519019013,7421,4
6СТ-110 VL35317519019015.122.73
6СТ-125 VL35317519019016.426.0
6СТ-140 L513177217.523520.832.7
6СТ-190 L513209217.523527.240.0
6СТ-225 L51827623525234.454.0
6СТ-60 VL2421751901907.212.4
6СT-75 VL27817519019010.8816.7
6СT-90 VL35317519019012.1520.5
6СT-190 L51322322322312.9720.11
Габариты АКБ
Габариты АКБ

Цифры на аккумуляторе

Маркировки АКБ содержат не только буквенные, но и некоторые цифровые обозначения. Основными из них являются номинальная емкость и величина пускового тока. На этикетках батареи могут встречаться и другие обозначения. Что значат цифры на аккумуляторе.

В комбинации с буквенным обозначением L/LB/D цифры 2,3,5, 23,26,31 обозначают типоразмер корпуса.

В сочетании нескольких отдельно стоящих цифр и букв производители зашифровывают дату производства (обычно месяц и год).

Цифробуквенная маркировка на корпусе или крышке может содержать полную или частичную информацию об АКБ на случай, если надписи на этикетке со временем станут нечитаемыми.

Обозначения для российского стандарта, систем DIN и SAE будут отличаться. Национальное законодательство обязывает зарубежных производителей приводить маркировки в соответствии с ГОСТ Р 53165-2020, чтобы упростить идентификацию для потребителя.

Сравнение маркировок АКБ по разным стандартам Резервная емкость − минуты на аккумуляторе
Сравнение маркировок АКБ по разным стандартам Резервная емкость − минуты на аккумуляторе

Резервная емкость – это количество времени в минутах, при котором аккумулятор при 25 ºС сможет отдавать ток силой 25А, пока напряжение аккумулятора не упадет до 10,5 В (5,25 В для 6В АКБ).

25А – типичная электрическая нагрузка на автомобиле при нормальных условиях эксплуатации. Резервная емкость дает понимание времени, в течение которого автомобиль с нормальной электрической нагрузкой проедет с неработающим генератором. Рассчитывается при максимально отключенных электрических потребителях на автомобиле, но включенных фарах.

Поэтому в целом резервная емкость в минутах – это время аварийного электропитания потребителей при отсутствии зарядного тока для безопасного движения до ближайшей СТО или дома. Например, в случае нижеприведенного аккумулятора в темное время суток с включенными фарами будет приблизительно 102 минуты, когда аккумулятор окончательно сядет, чтобы добраться до ближайшего СТО или дома.

Резервная емкость 102 минуты
Резервная емкость 102 минуты

Заключение

Получить исчерпывающую информацию о том, что значит буквенное обозначение или цифры на аккумуляторе можно на портале АКБобзор. Понимание общей системы маркирования АКБ и возможность самостоятельной идентификации того, что значит на аккумуляторе та или иная пометка, позволяет расширить возможности выбора батарей, а также эксплуатировать их правильно, соблюдая рекомендации производителя.

Отсутствие маркировки на АКБ - признак подделки
Отсутствие маркировки на АКБ — признак подделки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *